Большая порка
Большая порка
В течение последних 30 лет жители Британских островов обсуждали, имеют ли они право применять к детям физические наказания. Британцев мучил почти гамлетовский вопрос - бить или не бить? За разъяснениями пришлось обращаться в Европейский суд по правам человека. В итоге наказывать детей в школах запретили. Остается лишить этого права родителей.
В начале семидесятых практически любой житель британского острова Мэн (на тот момент здесь проживали всего 57 тыс. человек) готов был поговорить с приезжим журналистом о борьбе подростка с правительством Соединенного королевства. Осенью 1972 года пятнадцатилетний житель острова Энтони Тайрер подал иск против Великобритании в Европейский суд по правам человека. В историю это разбирательство вошло как «Дело о телесном наказании».
Иск Тайрера
Тяжба началась еще в марте, когда местный суд признал Энтони «виновным в незаконном нападении на человека, повлекшем за собой телесные повреждения». Дело было так. Однажды после уроков Тайрер и трое его приятелей решили попить пива. Увидев это, один из старшеклассников сообщил о происходящем директору школы. Распитие алкогольных напитков было запрещено уставом, поэтому провинившихся немедленно исключили из учебного заведения. Подростки оказались злопамятны и вскоре напали на старшеклассника, виновного, по их мнению, в случившемся. 7 марта 1972 года Тайрер был приговорен к трем ударам палкой. Он пытался обжаловать решение суда, но добился лишь медицинского освидетельствования, которое ставило целью установить, достаточно ли здоров подросток для того, чтобы перенести наказание. Приговор суда был исполнен в полицейском участке 28 апреля того же года в присутствии отца мальчика и доктора. Тайрер должен был снять брюки и трусы и лечь на стол; его удерживали двое полицейских, в то время как третий бил подростка. Уже после первого удара палка сломалась и была заменена на новую. Когда же полицейский нанес третий удар, нервы отца не выдержали, он набросился на полисмена, а служители порядка с трудом успокоили разбушевавшегося родителя. В течение полутора недель после наказания подросток жаловался на боли, а после решил подать на правительство Британии в суд. В ходе судебного разбирательства комиссии при Европейском суде по правам человека были представлены следующие факты. Оказывается, в судах на территории самого Соединенного королевства телесного наказания палкой не существовало уже несколько лет - оно было отменено в Англии, Уэльсе и Шотландии в 1948, а в Северной Ирландии - в 1968 году. Примеру Британии хотел последовать и остров Мэн, однако и в 1963, и в 1965 году, когда поднимался этот вопрос, островной парламент Тинвальд (один из старейших в мире, с более чем тысячелетней историей) отказывался отменить телесные наказания палкой. Парламентарии считали эту меру эффективным способом устрашения. В очередной раз проблема была вынесена на рассмотрение парламента в мае 1977 года, уже во время слушаний по делу Тайрера в Европейском суде, и вновь Тинвальд высказался за сохранение телесного наказания (31 голос за, 1 - против). Мнение депутатов разделили и большинство жителей острова: 31 тысяча человек из 45 тысяч, имеющих право избирать и быть избранными, подписались под обращением с просьбой о сохранении порки.
Решение Поллири
Разбирательства затянулись, первоначальный интерес к тяжбе угас, а вскоре процесс надоел и Тайреру - в январе 1976 года, когда ему исполнилось 18 лет, иск был отозван. Однако Европейский суд по правам человека, отметив важность дела, продолжил его рассмотрение. Наконец, 25 апреля 1978 года председатель суда Болландор Поллири огласил решение: «Наказание палкой должно рассматриваться как посягательство на достоинство личности и физическую неприкосновенность, нарушающее статью 3 Европейской конвенции о защите прав человека, которая гласит, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию». В соответствии с решением Европейского суда, законодательство острова Мэн было изменено: наказание палкой стало незаконной мерой. Казалось, что на этом история должна была закончиться, однако британские подростки, а точнее, их родители решили продолжить войну против розог и ремня, которые применялись повсеместно и вполне легально. 23 марта 1983 года Европейский суд снова рассматривал дело о телесном наказании британских подростков. Заявительницы, жительницы Шотландии Грейс Кэмпбелл и Джейн Козэнс, отказались пускать своих детей в школу в связи с тем, что британские законы разрешали учителям наказывать провинившихся учеников ударами ремня по рукам. И в этот раз суд оказался на стороне истцов, призвав Британию отменить любые телесные наказания в школах.
Британским парламентариям не оставалось ничего другого как выполнить наказ, однако прения по этому вопросу растянулись на несколько лет. Учителя, выступающие за беспалочные методы воспитания, объединились в общественную организацию STOPP (The Society of Teachers Opposed to Physical Punishment - Общество учителей против физического наказания), которая за короткий срок стала реальной политической силой. Несмотря на это, закон, который отменял телесные наказания в государственных школах Соединенного королевства, а также в школах, получающих финансирование от государства, вступил в силу только 15 августа 1987 года. В частных же британских школах методы физического воздействия сохранялись еще 12 лет и были отменены только в сентябре 1999 года. Несмотря на это, на протяжении последующих пяти лет многие учителя выступали за возвращение наказания ремнем в школу. В частности, в 2001 году британский верховный суд рассматривал обращение Фила Уилльямсона, директора частной школы в Ливерпуле. Он заявил в зале суда, что запрет этого вида наказания нарушает право христианина следовать своей вере. «Один из центральных принципов христианской религии состоит в том, что сердце человека с рождения склонно ко всякому злу. Поэтому дисциплина в образовательных учреждениях очень важна»,- говорилось в заявлении. Также господин Уилльямсон вспомнил фразу короля Якова I: «Розгами мы преграждаем ребенку дорогу к виселице». Суд отклонил жалобу школьного директора, при этом председатель заявил, что, по его мнению, христианство никогда не предписывало телесные наказания. Родители школьников ликовали, однако...
Поправка Лестера
В апреле 2000 года около сотни британских детей и подростков провели марш протеста возле резиденции премьер-министра Тони Блэра, требуя ввести запрет на телесные наказания родителями своих детей. Британская пресса отмечала, что скорее всего за спинами детей стояли могущественные взрослые, готовые свалить правительство Блэра. Через несколько лет требования детей оформились в законодательную инициативу. Летом 2004 года лейборист Дэвид Хинчлайф и либерал-демократ лорд Лестер внесли на рассмотрение парламента поправки в «Билль о правах ребенка». Этот закон был разработан еще в 1860 году правительством королевы Виктории после суда по делу о гибели несовершеннолетней девушки, которую мать насмерть запорола розгами, и сводился к тому, что родители «имеют право применять телесные наказания в дисциплинирующих целях и разумных пределах». Лестер и Хинчлайф предложили запретить любое насилие, кроме «умеренной порки». Согласно «поправке Лестера», получившей название по имени ее автора, «под умеренной поркой подразумевается наказание, использующееся в строго мотивированных дисциплинирующих целях и не наносящее ребенку различного рода физического вреда, ушибов, царапин и покраснения кожи». Исходя из этой поправки дети, посчитавшие, что их родители вышли за рамки «умеренности», могли бы подавать на них в суд. Выступая в палате общин, Хинчлайф особо отметил, что, следуя нормам «Билля о правах ребенка», разработанном в середине XIX века, Великобритания нарушает свои обязательства перед ООН, ведь британский закон позволяет родителям применять физическое насилие над детьми, хотя и в воспитательных целях. Кроме того, по его мнению, термин «разумное наказание», оправдывающий порку ребенка, не дает ему шанса, если он и в самом деле пострадал от побоев, защититься от родителей через суд. «Телесное наказание наносит ребенку не только физический, но и психологический ущерб. Предложенные поправки предусматривают уголовную ответственность родителей за насилие над своими детьми. Это позор, что в XXI веке в такой развитой стране, как Великобритания, каждую неделю хотя бы один ребенок страдает от побоев со стороны родителей»,- отметил парламентарий. Заявление Хинчлайфа вызвало широкий общественный резонанс. Вскоре ведущие британские газеты опубликовали результаты социологических опросов, согласно которым около 70% британцев поддерживали поправку Лестера.
Противниками же законопроекта выступили консерваторы. По словам представителя этой партии Терезы Мэй, «тотальный запрет на телесное наказание означает вмешательство в жизнь семьи, и поэтому разумнее оставить возможность порки на совести родителей». В ответ на это заявление один из членов британской организации Children Are Unbeatable («Детей бить нельзя») писатель Салман Рушди, известный всему миру благодаря книге «Сатанинские стихи», заметил, что запрет «не ущемляет личных свобод, напротив, он открывает еще одну грань личной свободы для детей - свободы от участи быть избитыми». Однако 3 ноября 2004 года после непродолжительных дебатов введение уголовной ответственности родителей за наказание собственных детей поддержали только 75 парламентариев, против высказались 424.
Уже после заседания многие депутаты, как сторонники законопроекта, так и его противники, отмечали: «Билль...» не претерпел изменений именно из-за того, что поправки были не доработаны и не снабжены подробными комментариями специалистов в области юриспруденции и психологии. Например, консерватор Тим Лотон призвал вернуться к рассмотрению поправок только после их детальной и серьезной проработки. «Законопроект явно «сырой». Такое впечатление, что парламентариев попросили подписать чек без обозначения суммы: нам не были представлены ни заключения компетентных органов, ни встречные предложения правительства»,- отметил Лотон.
Представитель лейбористской партии Хилтон Доусон в интервью газете The Times заявил, что «никогда еще не видел, чтобы такие важные проблемы обсуждали так поспешно». «Мы еще обязательно вернемся к этой теме: родители должны иметь возможность дисциплинировать детей, но в определенных рамках»,- заметил господин Доусон. В том, что и родителей лишат права бить детей, никто из британцев сегодня не сомневается.
Сергей Копытов Имеешь право
http://www.yurportal.ru/article.php?id=821