Преступление” и наказание,
Опубликовано:17:29 15/05/2013или Школа и жестокость учителей несовместимы
Многие педагоги прошлого и наши современники, касавшиеся
проблемы поощрения и наказания в воспитании детей, любили повторять крылатые
слова К.Д.Ушинского: "Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то
это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если
воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными”. И с
этим утверждением нельзя не согласиться.
Кстати, телесные наказания применялись в школах во многих
частях света, но в последние десятилетия они были запрещены в большинстве стран
Европы, в Канаде, Японии, Южной Африке, Новой Зеландии и многих других странах.
Они остаются обычным явлением во многих странах Африки, Юго-Восточной Азии и на
Ближнем Востоке.
В США Верховный суд во время процесса Ингрэхэм против Райта
(1977) постановил, что телесные наказания в школах не нарушают федеральной
Конституции. "Паддлинг” в значительной мере продолжает применяться во многих
южных штатах, хотя его использование резко снизилось в последние 20 лет. В
некоторых странах Азии и Африки телесные наказания продолжают применяться, хотя
и запрещены по закону.
Телесные наказания в школе во многих традиционных культурах,
во всяком случае в англоязычных странах, ведут свое происхождение от британской
практики XIX и XX веков, это особенно касается битья палкой мальчиков. Первое
упоминание о телесных наказаниях в английской школе датируется VII веком нашей
эры, когда о первой "грамматической школе”, основанной при Кентерберийском
аббатстве, монах Эдмир писал следующее: "За пять дней до Рождества все мальчики
по традиции секлись связанными в узел бичами из бычьих шкур…” И традиция
прижилась. Каждая клякса, каждая ошибка в произношении или неправильный
результат в математике, малейший проступок карались поркой. Нельзя сказать, что
ученики безропотно сносили наказания: "Очередное восстание в 1797 году против
безжалостной порки было подавлено безжалостной поркой”, – свидетельствуют
хроники того времени. В самой Великобритании наказания были запрещены в 1987
году в государственных школах, но вновь были разрешены после беспорядков в
Англии в 2012 году.
Многие школы Сингапура и Малайзии, как и некоторых
африканских стран, используют наказание палкой (для мальчиков) в качестве
обычного официального наказания за плохое поведение. В некоторых странах
Ближнего Востока в таких случаях применяется бичевание. В Южной Корее порке
подвергаются как ученики, так и ученицы в средней школе.
В большинстве стран континентальной Европы школьные телесные
наказания запрещены уже в течение нескольких десятилетий, в некоторых – намного
дольше. Битье палкой не было полностью запрещено до 1967 года в Дании и до
1983-го – в ФРГ.
После октябрьского переворота 1917 года телесные наказания
были запрещены в России и Советском Союзе как противоречащие коммунистической
идеологии. Другие коммунистические режимы следовали этому примеру: например,
телесные наказания запрещены и в наши дни в Северной Корее и (теоретически) в
континентальном Китае.
Между тем даже на Западе есть ярые сторонники наказания детей
в школах. Так, директор начальной школы им. Джона Кэлхуна в Кэлхаун Хиллс,
Южная Каролина, Дэвид Никсон, поддерживая идею телесных наказаний в школе,
говорит, что, как только ученик был наказан, он может идти в класс и продолжать
учиться, в отличие от отлучения от школы, которое выключает его из учебного
процесса и оставляет ему свободные каникулы. Филипп Берригэн, католический
священник, преподававший в высшей школе святого Августина в Новом Орлеане,
также поддерживает телесные наказания, утверждая, что они сохраняют массу
времени преподавателей, которое в противном случае было бы потрачено на
поддержание дисциплины с помощью наблюдения за "арестованными” классами или за
выгнанными из класса (но не из школы) учениками и на связанную с этими наказаниями
бюрократию (Wikipedia.org).
Одним из аргументов против телесных наказаний является то,
что некоторые исследования показали их не настолько эффективными при управлении
поведением учеников, как считают их сторонники. Эти исследования связывают
телесные наказания с рядом неблагоприятных физических, психологических и
образовательных последствий, включая "повышенную агрессивность и деструктивное
поведение в классе, вандализм, нежелание идти в школу, невнимательность,
повышенный уровень количества бросающих школу, избегание школы и боязнь школы,
низкую самооценку, боязливость, соматические заболевания, депрессию,
самоубийства и месть учителю”.
В Австралии телесные наказания запрещены законом во всех
государственных школах нормативами Министерства образования или местными
законами по образованию. В Австрии школьные телесные наказания были запрещены в
1974 году. В Германии исторически широко распространенные школьные телесные
наказания были запрещены административными законами различных земель в разное
время. Телесные наказания не были полностью запрещены повсеместно до 1983 года.
С 1993 года телесное наказание со стороны учителя является уголовным преступлением.
В Греции телесные наказания запрещены в начальных школах с 1998 года, в средних
школах – с 2005-го. В Израиле телесные наказания в любой форме строжайше
запрещены Верховным судом. В прецедентном решении суда от 25 января 2000 года
любое физическое наказание, включая даже "легкий удар по ягодицам или руке” со
стороны родителей, признается уголовным преступлением, наказываемым двумя
годами тюремного заключения. Во Франции систематическое применение телесных
наказаний отсутствовало в школах с XIX столетия. В законе нет явного их
запрета, потому что подобная дикость не может прийти в голову, и в 2008 году
один учитель был оштрафован за пощечину, нанесенную ученику. В Испании телесные
наказания запрещены в 1985 году, в Италии – в 1928 году, в Нидерландах – в 1920
году, в Новой Зеландии – в 1989 году, в Швеции – в 1958 году. В Чехии, хотя они
и не запрещены законом, телесные наказания не включены в список разрешенных
наказаний. В Таиланде они также незаконны, согласно постановлению о наказаниях
учеников Министерства образования (2005) и постановлению о рабочих процедурах
защиты ребенка следящего за поведением учеников персонала (2005) Национального
комитета защиты ребенка, по статье 65 Акта защиты ребенка.
В Малайзии же, напротив, наказание с помощью палки – обычная
форма дисциплины во многих школах. По закону оно может применяться только к
мальчикам, но идея ввести такие же наказания для девочек обсуждалась в
последнее время. Аналогичная ситуация в Сингапуре, где телесные наказания в
школах законны (только для мальчиков) и полностью одобряются правительством для
поддержания строгой дисциплины. Может использоваться только легкая ротанговая
трость. Наказание должно происходить в виде формальной церемонии, после
вынесения решения руководством школы, а не учителем в классе. Министерство
образования установило максимум в шесть ударов за один случай проступка. Иногда
церемония проводится перед другими учениками.
Телесные наказания законны и широко используются и в школах
Южной Кореи. Это принимает иногда форму дисциплинирования учеников палкой,
которая слишком толста и тверда, чтобы быть названной тростью в традиционном
британском понимании. Правительственные рекомендации заключаются в том, что
палка не должна быть толще 1,5 см в диаметре, а число ударов не должно превышать
10. Такие наказания обычно проводятся в классе или коридоре в присутствии
других учеников, а процедура менее формальна и подготовлена, чем в других
странах, таких, как Сингапур (Wikipedia.org).
В соседней России также известны случаи, когда педагоги били
учеников. Чтобы предотвратить это, в январе нынешнего года Минобрнауки РФ
опубликовало проект приказа, посвященный методам наказания за плохое поведение.
Проект имеет название "Порядок привлечения учащихся к дисциплинарной
ответственности”. В соответствии с данным проектом все дисциплинарные проступки
школьников отныне поделят на "грубые” и "негрубые”. К первому типу отнесены
приход в школу в пьяном виде, совершение на территории школы уголовных
преступлений и аморальных поступков с особо тяжкими последствиями, а также
неусвоение школьной программы, нецензурная брань, дурное влияние на
одноклассников и многое другое. Школьникам, совершившим проступки из этого
списка, грозит выговор или исключение. Списка "негрубых” нарушений проект пока
не содержит: разработчики проекта намерены постепенно его дополнять.
Наказания ранжируются от простого замечания в дневнике до
исключения из школы. Цель проекта – наведение порядка в бессистемном назначении
наказаний школьников за тот или иной проступок. Противники закона уже назвали
его "Уголовным кодексом для детей”: он предусмотрит определенное наказание за
каждый из видов дисциплинарных проступков учеников. Документ не
распространяется на младших школьников и детей с отклонениями в развитии;
отчисление из школы возможно лишь по достижении нарушителем 15 лет, а
возмутители спокойствия, не владеющие русским языком, объясняются с
администрацией через родителей (законных представителей) или переводчика. Итак,
овладение искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и
от родителей немалых усилий.
"Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя
огромного такта и осторожности”, – подчеркивал А. С. Макаренко, советуя и
учителям, и в особенности родителям к ним вообще не прибегать без особой на то
необходимости.
Можно высказать предположение, что по мере совершенствования
воспитательного процесса, роста педагогической квалификации учителей, их
мастерства в школах все меньше будет случаев неумелого, порой противоречащего
элементарным нормам этики и права использования наказаний. Напротив, все более
станут использоваться поощрение и наказание как педагогическая коррекция, точно
рассчитанное и тонко осуществленное воздействие учителя и общественного мнения
коллектива. Однако само собой это не произойдет.
http://www.zerkalo.az/2013/prestuplenie-i-nakazanie/
Комментариев нет:
Отправить комментарий